Владимир Иванович уже рассказал о тех фундаментальных изменениях, которые нам предстоит пройти. Это очень амбициозные планы, и мы сами для себя сформулировали и поставили. Мы получили политическую поддержку, но впереди самая сложная часть реформирования – это реализация, то есть переход к фактическим действиям. В этой связи, нам не менее будет важна поддержка со стороны бизнес-сообщества, так как мы считаем, что предлагаемые изменения отвечают интересам государства и интересам добросовестного бизнеса.
В таможенных правоотношениях есть два ключевых игрока – таможня и бизнес. От качества этого взаимодействия зависит многое. Для нас важно, чтобы отношения между таможней и бизнесом строились в конструктивном ключе и взаимном уважении. Для этого необходимо выстраивать отношения на понятных принципах и четко им следовать. Мы провозгласили два основополагающих принципа – равноудаленность и равнодоступность. Равноудаленность означает, что у нас нет участников ВЭД, которые имеют какие-то особые отношения с ФТС России, которые помогают им в бизнесе. Это исключено, мы намерены обеспечить единые правила игры для всех. Таможня не должна быть фактором, влияющим или определяющим какие-то конкурентные преимущества участников ВЭД. Таможня, как правоприменитель, обладает широкими полномочиями, но мы сознательно взяли путь на то, чтобы мы, применяя свои законные полномочия, не формировали конкурентную среду. Бизнес конкурирует с бизнесом. Таможня не является участником этого процесса. В конце года был подписан Указ Президента о развитии конкуренции. Мы взяли его как основу для исполнения. Там четко прописано, что государственные органы должны исключить любое воздействие на формирование конкурентных условий на рынке. Это не значит, что мы отказываемся от своих законных полномочий. Мы не намерены их использовать для выгоды каких-либо участников. Переход всех таможенных органов на государственные площади – шаг в этом направлении.
Равнодоступность. Второй ключевой принцип означает, что мы открыты и готовы сотрудничать с любыми организациями, ассоциациями и представителями бизнеса. У этого правила есть исключение. Мы не хотим сотрудничать с откровенными нарушителями, жуликами и недобросовестными организациями. У нас для этого достаточно инструментов, позволяющих правильно проанализировать и отфильтровать данные организации. Здесь важно, что четкое формулирование этих принципов получило поддержку со стороны бизнеса в виде Хартии добросовестных участников ВЭД (далее – Хартия). Это шаг со стороны бизнеса навстречу нам. Мы, безусловно, приветствовали подписание этой Хартии. Сейчас процесс запущен, присоединяются новые участники. Надеемся, что эта инициатива будет поддержана и дальше.
Что означает Хартия? Хотелось бы разъяснить те преимущества, которое дает подписание Хартии. Мы подготовили изменения в работу нашего Экспертно-консультативного совета. Мы хотим дать добросовестным участникам ВЭД, которые являются нашими союзниками в продвижении всех предлагаемых реформ, реально работающий и эффективный инструмент решения возникающих системных проблем. Мы хотим, чтобы добросовестные участники ВЭД (которые сами себя продекларировали добросовестными) имели возможность прийти к нам и в конструктивном ключе обсудить возникающие проблемы и выработать предложения или решения этих проблем. Мы не хотим, чтобы они искали пути решения своих проблем в иных форматах, в иных организациях или на местах. Мы хотим, чтобы эта работа велась на системной основе на нашей площадке. Мы готовы со своей стороны обеспечить этот конструктивный диалог. Наш Экспертно-консультативный совет (ЭКС) должен стать ключевой площадкой взаимодействия таможни и бизнеса, где реально будут решаться системные вопросы взаимодействия. Более того, это будет не только инструмент для бизнеса, но и для таможни. За мою практику работы в таможенных органах, я убедился, что возникает немало ситуаций, когда и таможня, и бизнес оказываются заложниками ситуации. Ввиду того, что наличие пробелов какого-нибудь специфического отраслевого законодательства, которое не позволяет быстро и просто осуществить таможенное декларирование каких-то сложных товаров, за законодательство отвечает другое отраслевое министерство. Но, тем не менее, все равно это становится проблемой таможни и бизнеса. И таких проблем не мало. Хотелось бы, чтобы мы вместе, в формате ЭКС, садились и вырабатывали решения и предложения и, если надо, выходили на другие уровни, на другие площадки совместно с проработанными инициативами, и добивались снятия этих проблем. К сожалению, чисто репутационно, страдаем от этого и мы, и вы. Это очень важный момент в новом формате.
Отдельно надо сказать, что реальная жизнь очень динамичная. Постоянно все меняется, возникают новые товарные группы, новые правоотношения, к которым нужно подстраиваться. Мы надеемся, что этот инструмент станет инструментом отслеживания изменений и выработки лучших практик. В ассоциацию входят компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в разных юрисдикциях. Для нас это тоже определенная возможность. Мы хотели бы в новом Экспертно-консультативном совете обобщать лучшие мировые практики, которые уже есть. Если есть проблемы, то, наверняка, с ними уже где-то сталкивались. Мы считаем, что этот опыт можно и нужно обобщать для того, чтобы вырабатывать совместные решения. Надеемся в этом на поддержку с вашей стороны.
Несколько слов о том, как будет работать Экспертно-консультативный совет. Мы договорились, что он будет достаточно компактный. У нас будут 20 представителей деловых кругов. Их мы разделили на 4 категории для того, чтобы дать возможность представить все ключевые сегменты этого рынка. У нас будут экспортеры/импортеры, компании, осуществляющие деятельность на различных этапах цепи поставок. Имеются ввиду те, кто непосредственно экспортно-импортными операциями не занимаются, но оказывают услуги или какие-либо работы в этой сфере. Мы запустили процедуру подписания Хартии. Сегодня будет очередной этап, Ассоциация планирует подписать декларацию. У нас уже более 100 организаций, подписавших Хартию. Мы до начала апреля ждем завершения процесса подписания. После этого бизнес-сообщество, исходя из своих внутренних договоренностей, в которые мы не собираемся вторгаться, определит представителей по этим 4 направлениям в наш Экспертно-консультативный совет, и мы предметно начнем с ними работать. Алгоритм работы будет следующим. Мы определили 5 ключевых направлений работы в ЭКС, которые на наш взгляд, покрывают большинство возникающих сложных ситуаций. Каждое направление будет курировать профильный заместитель руководителя ФТС России с тем, чтобы понять уровень принятия решения и понять возможность по привлечению/проведению межведомственных согласительных процедур.
Отдельно отмечу позицию категорирования участников ВЭД. Мы предложили Владимиру Ивановичу Булавину, и он согласился, что раз в полгода будем собирать Совет под его председательством для обсуждения идей инициатив подходов категорирования участников ВЭД. Это очень важная тема и для вас, и для нас. Мы готовы слушать, вы готовы слышать, и готовы обсуждать разные варианты. Алгоритм работы следующий. У нас есть представители от деловых кругов, которые со своей стороны обобщают существующие проблемные вопросы, выносят их на ЭКС, где мы совместно с бизнес-сообществом в форматах различных рабочих секций или комиссий прорабатываем суть проблемы. У нас уже есть такая практика. Она была не формализована. Сейчас мы хотим ее формализовать, чтобы она была в понятной форме. После того как предложение/обобщение сформулировано, есть две развилки. Если вопрос касается правоприменительной практики, то мы выносим его на заседание президиума ЭКС под председательством руководителя, или формулируем проблему (в чем она состоит, если речь идет об отсутствии единообразия в правоприменении таможенными органами). Если вопрос касается изменения нормативно-правового регулирования, то тогда мы можем только поднять свое предложения на уровень либо Минфина, либо Правительства России, либо иного федерального органа исполнительной власти с тем, чтобы сформулировать вопрос. По крайней мере, это предложение будет проработано на нашем уровне и согласовано со всеми заинтересованными участниками. Такой подход более эффективен. Это подход «снизу вверх», нежели подход «сверху вниз», который часто сейчас практикуется, когда некая организация/ассоциация, используя свой лоббистский ресурс или возможности, пишет бумагу большому начальнику, и сверху вниз спускается резолюция проработать, договориться. Мы считаем, что лучше работать снизу вверх, чем сверху вниз, так как эффективность такого процесса существенно выше. После того, как мы все это проработали, мы это поднимаем и вместе пытаемся решить вопрос, в котором все заинтересованы. Возникшая синергия должна дать больше результата.
Вчера мы подготовили предложения, доложили их руководителю, он нас концептуально поддержал. Конечно мы будем ждать инициатив и от бизнес-сообщества, но мы договорились о том, что как минимум две рабочие секции нам нужно создать. Одна связана с таможенной стоимостью. Проблема всем хорошо известна, многие пытались подступиться к ней с разных сторон, но до сих пор решения нет. Мы надеемся, что вместе с бизнес-сообществом найдем правильный алгоритм решения этой проблемы. Ждем инициативы с вашей стороны, готовы обсуждать и искать решения. Мы будем создавать специальную рабочую секцию по таможенной стоимости с тем, чтобы смотреть как в других юрисдикциях эта проблема решается. Очевидно, что техническая оснащенность таможенных органов, в том числе различными аналитическими ресурсами, значительно выше, чем была раньше. Это дополнительное преимущество, которое надо использовать. Как именно использовать – мы готовы обсуждать, в том числе с вашим участием.
Вторая рабочая секция – это экспертная группа по морским перевозкам. В этом сегменте есть специфика, которую надо учитывать. Без опыта лучших мировых практик нам не обойтись, поэтому мы рассчитываем, что участники процесса, связанного с морскими перевозками, поддержат и присоединятся. Это касается всех, кто занят – перевозчики, стивидоры, владельцы инфраструктуры портовой, экспедиторы, морские агенты. Мы всех приглашаем к участию для вырабатывания единого подхода с тем, чтобы в целом по стране практика была единообразной, чтобы различные морские регионы не сильно отличались как с точки зрения процедур, так и с точки зрения применения.
В завершении скажу, что Хартия является для нас основополагающим инструментом для выстраивания конструктивных отношений. Мы надеемся, что процесс будет подхвачен и поддержан другими участниками. Хочу пригласить вас еще раз к нашему взаимодействию в новом формате, в новом ЭКС. Надеюсь, что это сотрудничество будет взаимовыгодным.
Презентация Т. И. Максимова
Опубликовано: Мария Голобокова Альта Софт